Все журналы по электротехнике и электрике а также Радиолюбительские журналы Радио, Схемотехника, Радиохобби, Радиомотор,и другие скачиваем здесь:

4.1 Основные понятия

Генератор предназначен для преобразования механической энергии приводного двигателя в электрическую.

При вращении якоря генератора в магнитном поле, созданном обмоткой возбуждения, в обмотке якоря индуцируется ЭДС Еа.

При подключении к генератору нагрузки под действием ЭДС Еа в цепи якоря возникает ток Iа, а на выводах генератора устанавливается напряжение, определяемое уравнением напряжения для цепи якоря генератора:

U = Еа -Iа·Rа

(1)

где  Rа= rа+ rд+ rк.о+ rс+ rщ сопротивление цепи якоря;
где

rа – сопротивление обмотки якоря;

rд – сопротивление обмотки добавочных полюсов;

rк.о – сопротивление компенсационной обмотки;

rс – сопротивление последовательной обмотки возбуждения;

rщ – сопротивление переходного щеточного контакта.

Якорь генератора приводится во вращение приводным двигателем, который создает на валу генератора вращающий момент М1.

Рисунок 46 Моменты, действующие в генераторе постоянного тока

Если генератор работает в режиме х.х. (Iа=0), то для вращения его якоря нужен сравнительно небольшой момент холостого хода М0. Этот момент обусловлен тормозными моментами, возникающими в генераторе от сил трения в щеточном контакте, в подшипниках и вихревых токов.

При работе генератора под нагрузкой в обмотке якоря появляется ток, который, взаимодействуя с магнитным полем, создает электромагнитный момент М. Этот момент в генераторе направлен встречно вращающему моменту приводного двигателя, т.е. является тормозным.

При постоянной частоте вращения якоря (n=const) вращающий момент М1 уравновешивается суммой тормозных моментов.

Уравнения моментов для генератора при разных режимах работы будут иметь вид:

1) режим х.х.

М1 = М0 

(2)

  2) нагрузочный режим

М1 = М0 + М  

(3)

Умножим уравнение (3) на угловую скорость вращения якоря ω

М1·ω = М0·ω + М·ω

Получили уравнение мощностей, где

М1·ω=Р1 – потребляемая генератором механическая мощность;

М0·ω=Р0 – мощность х.х., т.е. мощность подводимая к генератору на х.х.;

М·ω=Рэм электромагнитная мощность генератора.

Так как Рэма·Iа с учетом, что из уравнения (1) Еа=U+Iа·Rа, получим:

Рэм=U·Ia+Ia2·Rа2эа,

где Р2 – полезная электрическая мощность генератора;

Рэа – мощность потерь на нагрев обмоток и щеточного контакта в цепи якоря.

Учитывая потери на возбуждение генератора Рэв, получим уравнение мощностей для ГПТ:

Р1 = Р2 + Р0 + Рэа + Рэв

(4)

Следовательно, механическая мощность приводного двигателя Р1, преобразуется в генераторе в полезную электрическую мощность Р2, отдаваемую нагрузке, и мощность, затрачиваемую на покрытие потерь 0 + Рэа + Рэв).

При увеличении электрической нагрузки на генератор ток якоря увеличивается, так как потребители подключаются к сети параллельно и при этом сопротивление нагрузки уменьшается, а ток, следовательно, увеличивается.

Рассмотрим основные характеристики ГПТ при n=const.

а) Характеристика холостого хода – зависимость напряжения на выводах генератора в режиме х.х. от тока возбуждения.

U0 = f(Iв) при I = 0 и n = const.

б) Нагрузочная характеристика - зависимость напряжения на выводах генератора при работе под нагрузкой от тока возбуждения.

U = f(Iв) при I ≠ 0 и n = const.

в) Внешняя характеристика - зависимость напряжения на выводах генератора от тока нагрузки.

U = f(I) при rрг = const и n = const,

где rрг – регулировочное сопротивление в цепи обмотки возбуждения.

г) Регулировочная характеристика - зависимость тока возбуждения от тока нагрузки при неизменном напряжении на выводах генератора.

Iв = f(I) при U = const и n = const.

Вид перечисленных характеристик определяет рабочие свойства генераторов.

 

 


Hosted by uCoz