Все журналы по электротехнике и электрике а также Радиолюбительские журналы Радио, Схемотехника, Радиохобби, Радиомотор,и другие скачиваем здесь:

 5.3 Двигатель параллельного возбуждения (шунтовой)

Рисунок 58 Двигатель параллельного возбуждения

Характерной особенностью этого двигателя является то, что ток возбуждения Iв не зависит от нагрузки (тока якоря).

I= Iа+ Iв

Реостат в цепи возбуждения rрг служит для регулирования тока возбуждения Iв, а следовательно магнитного потока главных полюсов.

Эксплуатационные свойства двигателя определяются его рабочими характеристиками, которые снимают при U=const и Iв=const.

1) Скоростная характеристика

Это зависимость частоты вращения от полезной мощности n=f(P2).

Чтобы понять, как будет меняться частота вращения ДПТ параллельного возбуждения при увеличении на него нагрузки, обратимся к формуле частоты вращения
,
из которой видно, что при неизменном напряжении U на частоту вращения влияют два фактора:

- при увеличении нагрузки растет ток якоря, следовательно, растет падение напряжения в цепи якоря IаRa и числитель уменьшается;

- из-за размагничивающего влияния реакции якоря уменьшается основной магнитный поток Ф.

Обычно ослабление потока Ф невелико и увеличение IаRa влияет на частоту вращения сильнее.

В итоге при увеличении нагрузки частота вращения уменьшается, а график n=f(P2) имеет вид:

Рисунок 59 Скоростная характеристика ДПТ параллельного возбуждения

Жесткость скоростной характеристики оценивается номинальным изменением частоты вращения Δnном.

(6)
где  n0 – частота вращения двигателя в режиме х.х.;
nном - частота вращения двигателя в номинальном режиме.

Обычно для ДПТ параллельного возбуждения Δnном=2 ÷ 8%, поэтому скоростную характеристику этого двигателя называют жесткой.

2) Зависимость полезного момента М2 от нагрузки М2=f(P2)

Эта зависимость установлена формулой:

  М2=9,56 Р2/n

(7)

При n=const график М2=f(P2) имел бы вид прямой, но при увеличении нагрузки частота вращения двигателя снижается и график приобретает криволинейный вид.

Рисунок 60 Зависимость нагрузочного момента ДПТ параллельного возбуждения от полезной мощности

3) Зависимость электромагнитного момента М от нагрузки М=f(P2)

При n=const вращающий момент двигателя М=М02. Так как рабочие характеристики двигателя снимают при условии Iв=const , то момент х.х. М0=const. Поэтому график зависимости М=f(P2) проходит параллельно кривой М2=f(P2).

Рисунок 61 Зависимость электромагнитного момента ДПТ параллельного возбуждения от полезной мощности

Если принять поток Ф=const, то график М=f(P2) является в тоже время выражением зависимости I=f(P2), так как М=См·Ф·Iа

Механическая характеристика

Это зависимость частоты вращения от электромагнитного момента n=f(М)

Для получения аналитического выражения n=f(М) преобразуем формулу частоты вращения

подставив в него значение тока якоря Ia=M/(Cмф) получим

(8)

где 

n0-частота вращения в режиме х.х.;

Δn - изменение частоты вращения, вызванное изменением нагрузки на валу двигателя.

Если пренебречь реакцией якоря, то естественная механическая характеристика ДПТ параллельного возбуждения будет иметь вид

Рисунок 62 Механическая характеристика ДПТ параллельного возбуждения

Если увеличить добавочное сопротивление rд, включенное в цепь якоря, то жесткость механической характеристики будет уменьшаться. Это видно из формулы (8), т.к. n0 останется неизменной, а Δn увеличится.

 

Рисунок 62.1 Механическая характеристика ДПТ параллельного возбуждения

Вид механической характеристики так же зависит от величины основного магнитного потока Ф. Так при уменьшении Ф увеличивается частота вращения х.х. n0 и одновременно увеличивается Δn. Это приводит к резкому уменьшению жесткости характеристики.

 

Рисунок 62.2 Механическая характеристика ДПТ параллельного возбуждения

При изменении напряжения подаваемого в обмотку якоря меняется только n0, а Δn. остается постоянным, так как не зависит от напряжения.

   

Рисунок 62.3 Механическая характеристика ДПТ параллельного возбуждения

Регулирование частоты вращения двигателя параллельного возбуждения

Способы регулирования частоты вращения оцениваются следующими показателями:

- плавностью регулирования;

- диапазоном регулирования, определяемым отношением наибольшей частоты вращения к наименьшей;

- экономичностью регулирования, определяемой стоимостью регулировочной аппаратуры и потерями энергии в ней.

Из формулы видно, что регулировать частоту вращения двигателя можно тремя способами:

- изменением сопротивления цепи якоря Rа;

- изменением величины магнитного потока Ф;

- изменением напряжения U подаваемого на двигатель.

Рассмотрим подробнее эти способы.

а) Изменение сопротивления цепи якоря

Для этого последовательно в цепь якоря включают регулировочный реостат, рассчитанный на длительное протекание по нему тока, в отличие от пускового реостата.

При увеличении сопротивления цепи якоря возрастает Δn, что ведет к уменьшению частоты вращения, при этом жесткость механической характеристики уменьшается.

 

Рисунок 62.4 Механическая характеристика ДПТ параллельного возбуждения

Этот способ обеспечивает плавное регулирование в широком диапазоне, но только в сторону уменьшения от номинальной частоты. Но он неэкономичен из-за значительных потерь электроэнергии в регулировочном реостате, которые интенсивно растут с увеличением мощности двигателя.

б) Изменение основного магнитного потока

Для изменения магнитного потока Ф в цепь обмотки возбуждения включают регулировочный реостат rрг.  При увеличении сопротивления реостата уменьшается ток возбуждения Iв и, следовательно уменьшается магнитный поток Ф, а частота вращения увеличивается и наоборот.

(↑rрг⇒↓Iв ⇒↓Ф⇒ n↑)

При изменении магнитного потока Ф меняется жесткость механической характеристики, так как меняются и n0 и Δn.

 

Рисунок 62.5 Механическая характеристика ДПТ параллельного возбуждения

Рассмотренный способ регулирования частоты вращения прост и экономичен, так как в ДПТ параллельного возбуждения ток Iв=(0,01 ÷ 0,07)Iа ном, а поэтому потери в регулировочном реостате невелики.

Но диапазон регулирования невелик. Объясняется это тем, что нижний предел частоты обусловлен насыщением машины, ограничивающим значение магнитного потока Ф, а верхний предел частоты – опасностью «разноса» двигателя и усилением влияния реакции якоря, искажающее действие которого при ослаблении основного магнитного потока Ф усиливается и ведет к искрению и круговому огню на коллекторе.

в) Изменение напряжения в цепи якоря

Этот способ применяется только при Iв=const, т.е. при раздельном питании цепей обмотки якоря и обмотки возбуждения.

При изменении напряжения U меняется только частота вращения х.х. n0, а жесткость механической характеристики остается постоянной, так как Δn от напряжения не зависит.

   

Рисунок 62.6 Механическая характеристика ДПТ параллельного возбуждения

Для регулирования двигателей малой и средней мощности в качестве регулятора напряжения применяют регулируемые выпрямители, а для двигателей большой мощности – ГПТ независимого возбуждения.

Способ обеспечивает плавное экономичное регулирование в широком диапазоне. Наибольшая частота вращения ограничивается условиями коммутации (при U Iа), а наименьшая – условиями охлаждения двигателя.

Еще одним достоинством этого способа является то, что он допускает безреостатный пуск двигателя при пониженном напряжении.

Применение ДПТ параллельного возбуждения

Эти двигатели применяют в приводах вентиляторов, станков, а также в других случаях регулируемого электропривода, где требуется устойчивая работа при колебаниях нагрузки, так как они имеют жесткие механические характеристики и возможность плавного регулирования частоты вращения в широком диапазоне.

 


Hosted by uCoz