Рисунок 58 Двигатель параллельного возбуждения
Характерной особенностью этого двигателя является то, что ток возбуждения Iв не зависит от нагрузки (тока якоря).
I= Iа+ Iв |
Реостат в цепи возбуждения rрг служит для регулирования тока возбуждения Iв, а следовательно магнитного потока главных полюсов.
Эксплуатационные свойства двигателя определяются его рабочими характеристиками, которые снимают при U=const и Iв=const.
1) Скоростная характеристика
Это зависимость частоты вращения от полезной мощности n=f(P2).
Чтобы понять, как будет меняться частота
вращения ДПТ параллельного возбуждения
при увеличении на него нагрузки, обратимся
к формуле частоты вращения
,
из которой видно, что при неизменном
напряжении U на
частоту вращения влияют два фактора:
- при увеличении нагрузки растет ток якоря, следовательно, растет падение напряжения в цепи якоря IаRa и числитель уменьшается;
- из-за размагничивающего влияния реакции якоря уменьшается основной магнитный поток Ф.
Обычно ослабление потока Ф невелико и увеличение IаRa влияет на частоту вращения сильнее.
В итоге при увеличении нагрузки частота вращения уменьшается, а график n=f(P2) имеет вид:
Рисунок 59 Скоростная характеристика ДПТ параллельного возбуждения
Жесткость скоростной характеристики оценивается номинальным изменением частоты вращения Δnном.
(6) | ||
где | n0 – частота вращения двигателя в режиме х.х.; | |
nном - частота вращения двигателя в номинальном режиме. |
Обычно для ДПТ параллельного возбуждения Δnном=2 ÷ 8%, поэтому скоростную характеристику этого двигателя называют жесткой.
2) Зависимость полезного момента М2 от нагрузки М2=f(P2)
Эта зависимость установлена формулой:
М2=9,56 Р2/n. |
(7) |
При n=const график М2=f(P2) имел бы вид прямой, но при увеличении нагрузки частота вращения двигателя снижается и график приобретает криволинейный вид.
Рисунок 60 Зависимость нагрузочного момента ДПТ параллельного возбуждения от полезной мощности
3) Зависимость электромагнитного момента М от нагрузки М=f(P2)
При n=const вращающий момент двигателя М=М0+М2. Так как рабочие характеристики двигателя снимают при условии Iв=const , то момент х.х. М0=const. Поэтому график зависимости М=f(P2) проходит параллельно кривой М2=f(P2).
Рисунок 61 Зависимость электромагнитного момента ДПТ параллельного возбуждения от полезной мощности
Если принять поток Ф=const, то график М=f(P2) является в тоже время выражением зависимости I=f(P2), так как М=См·Ф·Iа
Механическая характеристика
Это зависимость частоты вращения от электромагнитного момента n=f(М)
Для получения аналитического выражения n=f(М) преобразуем формулу частоты вращения
|
подставив в него значение тока якоря Ia=M/(Cмф) получим
|
(8) |
|
где |
n0-частота вращения в режиме х.х.; |
|
Δn - изменение частоты вращения, вызванное изменением нагрузки на валу двигателя. |
Если пренебречь реакцией якоря, то естественная механическая характеристика ДПТ параллельного возбуждения будет иметь вид
Рисунок 62 Механическая характеристика ДПТ параллельного возбуждения
Если увеличить добавочное сопротивление rд, включенное в цепь якоря, то жесткость механической характеристики будет уменьшаться. Это видно из формулы (8), т.к. n0 останется неизменной, а Δn увеличится.
Рисунок 62.1 Механическая характеристика ДПТ параллельного возбуждения
Вид механической характеристики так же зависит от величины основного магнитного потока Ф. Так при уменьшении Ф увеличивается частота вращения х.х. n0 и одновременно увеличивается Δn. Это приводит к резкому уменьшению жесткости характеристики.
Рисунок 62.2 Механическая характеристика ДПТ параллельного возбуждения
При изменении напряжения подаваемого в обмотку якоря меняется только n0, а Δn. остается постоянным, так как не зависит от напряжения.
Рисунок 62.3 Механическая характеристика ДПТ параллельного возбуждения
Регулирование частоты вращения двигателя параллельного возбуждения
Способы регулирования частоты вращения оцениваются следующими показателями:
- плавностью регулирования;
- диапазоном регулирования, определяемым отношением наибольшей частоты вращения к наименьшей;
- экономичностью регулирования, определяемой стоимостью регулировочной аппаратуры и потерями энергии в ней.
Из формулы видно, что регулировать частоту вращения двигателя можно тремя способами:
- изменением сопротивления цепи якоря Rа;
- изменением величины магнитного потока Ф;
- изменением напряжения U подаваемого на двигатель.
Рассмотрим подробнее эти способы.
а) Изменение сопротивления цепи якоря
Для этого последовательно в цепь якоря включают регулировочный реостат, рассчитанный на длительное протекание по нему тока, в отличие от пускового реостата.
При увеличении сопротивления цепи якоря возрастает Δn, что ведет к уменьшению частоты вращения, при этом жесткость механической характеристики уменьшается.
Рисунок 62.4 Механическая характеристика ДПТ параллельного возбуждения
Этот способ обеспечивает плавное регулирование в широком диапазоне, но только в сторону уменьшения от номинальной частоты. Но он неэкономичен из-за значительных потерь электроэнергии в регулировочном реостате, которые интенсивно растут с увеличением мощности двигателя.
б) Изменение основного магнитного потока
Для изменения магнитного потока Ф в цепь обмотки возбуждения включают регулировочный реостат rрг. При увеличении сопротивления реостата уменьшается ток возбуждения Iв и, следовательно уменьшается магнитный поток Ф, а частота вращения увеличивается и наоборот.
(↑rрг⇒↓Iв ⇒↓Ф⇒ n↑) |
При изменении магнитного потока Ф меняется жесткость механической характеристики, так как меняются и n0 и Δn.
Рисунок 62.5 Механическая характеристика ДПТ параллельного возбуждения
Рассмотренный способ регулирования частоты вращения прост и экономичен, так как в ДПТ параллельного возбуждения ток Iв=(0,01 ÷ 0,07)Iа ном, а поэтому потери в регулировочном реостате невелики.
Но диапазон регулирования невелик. Объясняется это тем, что нижний предел частоты обусловлен насыщением машины, ограничивающим значение магнитного потока Ф, а верхний предел частоты – опасностью «разноса» двигателя и усилением влияния реакции якоря, искажающее действие которого при ослаблении основного магнитного потока Ф усиливается и ведет к искрению и круговому огню на коллекторе.
в) Изменение напряжения в цепи якоря
Этот способ применяется только при Iв=const, т.е. при раздельном питании цепей обмотки якоря и обмотки возбуждения.
При изменении напряжения U меняется только частота вращения х.х. n0, а жесткость механической характеристики остается постоянной, так как Δn от напряжения не зависит.
Рисунок 62.6 Механическая характеристика ДПТ параллельного возбуждения
Для регулирования двигателей малой и средней мощности в качестве регулятора напряжения применяют регулируемые выпрямители, а для двигателей большой мощности – ГПТ независимого возбуждения.
Способ обеспечивает плавное экономичное регулирование в широком диапазоне. Наибольшая частота вращения ограничивается условиями коммутации (при ↑U⇒ ↑Iа), а наименьшая – условиями охлаждения двигателя.
Еще одним достоинством этого способа является то, что он допускает безреостатный пуск двигателя при пониженном напряжении.
Применение ДПТ параллельного возбуждения
Эти двигатели применяют в приводах вентиляторов, станков, а также в других случаях регулируемого электропривода, где требуется устойчивая работа при колебаниях нагрузки, так как они имеют жесткие механические характеристики и возможность плавного регулирования частоты вращения в широком диапазоне.