Все журналы по электротехнике и электрике а также Радиолюбительские журналы Радио, Схемотехника, Радиохобби, Радиомотор,и другие скачиваем здесь:

6 Потери мощности и коэффициент полезного действия (КПД) коллекторной машины постоянного тока

В МПТ, как и в других электрических машинах, имеют место основные и добавочные потери мощности.

а) Основные потери

1) Магнитные потери Рм

Происходят только в сердечнике якоря, так как только этот элемент магнитной цепи машины подвергается перемагничиванию (так как якорь вращается в магнитном поле).

Величина магнитных потерь, состоящих из потерь от гистерезиса (на перемагничивание) и потерь от вихревых токов зависит от:

- частоты перемагничивания f=pn/60;

- значения магнитной индукции в зубцах и спинке якоря;

- толщины листов электротехнической стали, её магнитных свойств и качества изоляции этих листов в сердечнике якоря.

2) Механические потери Рмех

Они складываются из потерь на трение щеток о коллектор, трения в подшипниках и на вентиляцию.

Механические и магнитные потери при постоянной частоте вращения можно считать постоянными. Сумма этих потерь составляют потери х.х.

Р0ммех

(1)

3) Электрические потери

Они обусловлены нагревом обмоток и щеточного контакта.

Потери в обмотке якоря: 

Рэ.а=Iа2 ·Ra.

(2)

Потери в цепи возбуждения определяются потерями в обмотке возбуждения и в реостате, включенном в цепь возбуждения: 

Рэ.в=Uв·Iв. (3)

Электрические потери в щеточном контакте:

Рэ.щ=ΔUщ·Iа, (4)
где  ΔUщ – переходное падение напряжения на паре щеток, В, принимаемое по стандарту в соответствии с маркой щеток.

Электрические потери зависят от нагрузки машины, поэтому эти потери называют переменными.

б) Добавочные потери Рд

Эти потери складываются из:

- потерь на вихревые токи в меди обмоток;

- потерь в уравнительных соединениях;

- потерь в стали якоря из-за неравномерного распределения индукции при нагрузке;

- потерь в полюсных наконечниках из-за пульсации основного потока вследствие зубчатости якоря.

Добавочные потери не поддаются точному определению и в соответствии с Государственным стандартом их принимают равными:

- для машин без компенсационной обмотки -1% от полезной мощности для генераторов или 1% от потребляемой мощности для двигателей;

- для машин с компенсационной обмоткой значение добавочных потерь принимают равными соответственно 0,5%.

Мощность на входе машины (потребляемая мощность), вт:

- для генератора (механическая мощность)

Р11·ω=0,105М1·n;

(5)

- для двигателя (электрическая мощность) 

Р1=U·I.

(6)

Мощность на выходе машины (полезная мощность), Вт:

- для генератора (электрическая мощность) 

Р2=U·I;

(7)

- для двигателя (механическая мощность)

Р2 =0,105 М2·n.

(8)

Здесь М1 и М2 – моменты на валу машины, Н·м; n - частота вращения якоря, об/мин.

Коэффициент полезного действия

КПД это отношение полезной мощности Р2 к потребляемой Р1:

  η=Р21

(9)

Определив суммарную мощность потерь

ΣP=Рммехэ.аэ.вэ.щд,

(10)

получим формулы для определения КПД:

- для генератора

ηг212/(Р2+ ΣP)= U·I/(U·I+ΣP);

(11)

для двигателя

ηд= Р21=(Р1- ΣP)/Р1= (U·I+ΣP)/(U·I).

(12)

КПД машин постоянного тока мощностью от 1 до 100 кВт составляет 0,75-0,90, а для машин мощностью свыше 100 кВт 0,90-0,97.

Зависимость КПД от нагрузки выражается графиком η=f(P2)

Рисунок 76 Зависимость η=f(P2)

Из графика видно, что при увеличении нагрузки КПД начинает увеличиваться, достигая максимального значения при нагрузке около 80% от номинальной, а затем начинает резко убывать из-за интенсивного роста электрических потерь.

КПД электрической машины можно определять:

а) методом непосредственной нагрузки по результатам измерений потребляемой мощности Р1 и полезной мощности Р2, но он применим только для машин малой мощности;

б) косвенным методом по результатам измерений потерь.

Существует несколько косвенных способов определения КПД. Наиболее прост способ холостого хода двигателя, когда потребляемая мощность затрачивается только на потери х.х. Р0ммех. Электрические и добавочные потери при этом определяют расчетным путем.

 

 


Hosted by uCoz