Магнитная цепь МПТ состоит из:
-сердечников главных полюсов,
-воздушных зазоров,
-сердечника якоря,
-станины.
Рисунок 28 Элементы магнитной цепи машины
Каждый из перечисленных участков оказывает магнитному потоку некоторое магнитное сопротивление, поэтому на преодоление этого сопротивления на каждом участке затрачивается часть МДС обмотки возбуждения.
F
в= Iв · wв ,где Iв – ток в обмотке возбуждения,
wв – число витков.
Т.о. под действием МДС Fв в магнитной цепи замыкается магнитный поток.
Магнитный поток главных полюсов состоит из двух неравных частей:
-большая часть – основной магнитный поток Ф,
-меньшая часть – магнитный поток рассеиния Фσ.
Фσ
- это часть потока главных полюсов, которая не доходит до обмотки якоря, замыкаясь на обмотке возбуждения.Рисунок 29 Магнитное поле машины в режиме холостого хода
Рассмотрим, как будет меняться величина основного магнитного потока Ф при увеличении МДС обмотки возбуждения.
Вид магнитной характеристики магнитного потока
Ф = f(F
в)Рисунок 30 Магнитная характеристика магнитного потока
При Fв=0 имеется небольшой поток остаточного магнетизма (если машина уже работала).
При увеличении тока в обмотке возбуждения поток начинает увеличиваться прямо пропорционально МДС обмотки возбуждения, что объясняется ненасыщенностью магнитной системы (участок 1).
С ростом МДС наступает насыщение магнитной цепи, магнитные сопротивления участков увеличиваются и поток начинает расти медленнее, чем МДС и график приобретает криволинейный вид (участок 2).