а) Компенсационная обмотка
Ее укладывают в пазы полюсных наконечников главных полюсов и включают последовательно с обмоткой якоря, так чтобы МДС компенсационной обмотки Fк была такой же по величине, как МДС обмотки якоря, но противоположной по направлению. Таким образом, обеспечивается автоматичность компенсации реакции якоря при любой нагрузке.
Компенсационные обмотки применяют в машинах средней и большой мощности, работающих при U>440 В и в машинах, работающих с резкими колебаниями нагрузки, так как эта обмотка усложняет и удорожает машину.
б) Увеличение воздушного зазора
Применяют для машин малой и средней мощности. Увеличение зазора между сердечниками главных полюсов и сердечником якоря ведет к необходимости увеличения МДС обмотки возбуждения за счет увеличения числа витков полюсных катушек. В результате габариты машины увеличиваются. Кроме того, этот способ только уменьшает вредное влияние реакции якоря, полностью его не компенсируя.
в) Применение анизотропной стали
Сердечники главных полюсов делают из анизотропной электротехнической стали, которая вдоль проката обладает низким магнитным сопротивлением, а поперек проката – высоким магнитным сопротивлением.
Пластины полюсов штампуют так, чтобы направление проката совпадало с осью полюсов. Это приводит к уменьшению МДС обмотки якоря Fа за счет повышенного магнитного сопротивления на пути ее действия.
Этот способ только ослабляет реакцию якоря, но полностью ее не устраняет.