Для работы электрической машины необходимо наличие магнитного поля. Это поле в большинстве машин создается постоянным электрическим током, проходящим в обмотке возбуждения, расположенной на главных полюсах (машины с электромагнитным возбуждением).
Свойства МПТ в значительной степени зависят от способа включения обмотки возбуждения, т.е. от способа возбуждения.
В дальнейшем нам придется рассматривать электрические схемы машин, поэтому сначала рассмотрим условные обозначения обмоток в соответствии с Государственными стандартами России.
обмотка якоря с щетками | |
обмотка возбуждения главных полюсов, включенная независимо или параллельно обмотке якоря | |
обмотка возбуждения, включенная последовательно с обмоткой якоря | |
компенсационная обмотка | |
обмотка возбуждения добавочных полюсов |
Начала и концы отмоток обозначаются следующим образом:
- обмотка якоря – Я1 и Я2;
- обмотка добавочных полюсов – Д1 и Д2;
- компенсационная обмотка – К1 и К2;
- обмотка возбуждения независимая – М1 и М2;
- обмотка возбуждения параллельная – Ш1 и Ш2;
- обмотка возбуждения последовательная – C1 и C2.
По способам возбуждения МПТ можно классифицировать следующим образом:
Рисунок 45 Способы возбуждения машин постоянного тока
а) машины независимого возбуждения, в которых обмотка возбуждения (ОВ) питается постоянным током от источника, электрически не связанного с обмоткой якоря (возбудителя);
б) машины параллельного возбуждения (шунтовые), в которых обмотка возбуждения и обмотка якоря соединены параллельно;
в) машины последовательного возбуждения (сериесные), в которых обмотка возбуждения и обмотка якоря соединены последовательно;
г) машины смешанного возбуждения (компаундные), в которых имеются две обмотки возбуждения – параллельная ОВ1 и последовательная ОВ2;
д) машины с возбуждением постоянными магнитами.