Все журналы по электротехнике и электрике а также Радиолюбительские журналы Радио, Схемотехника, Радиохобби, Радиомотор,и другие скачиваем здесь:

5.1 Основные понятия

Машины постоянного тока обладают свойством обратимости, т.е. они могут работать как в режиме генератора, так и в режиме двигателя. Поэтому если подключить МПТ к источнику постоянного тока, то в обмотке возбуждения и в обмотке якоря появятся токи. В результате взаимодействия тока якоря с полем возбуждения, на проводниках обмотки якоря появятся электромагнитные силы Fэм. Совокупность этих сил создаст на якоре электромагнитный момент М, под действием которого якорь начнет вращаться, т.е. машина будет работать в режиме двигателя, потребляя электрическую энергию и преобразуя её в механическую.

В процессе работы двигателя его якорь вращается в магнитном поле, следовательно, в обмотке якоря индуцируется ЭДС Еа, направление которой противоположно приложенному к ДПТ напряжению и поэтому её называют противо-ЭДС якоря.

При постоянной частоте вращения (n=const) уравнение напряжений ДПТ имеет вид:

U=Еа+Iа·Rа,

(1)

Из уравнения следует, что подведенное к двигателю напряжение уравновешивается противо-ЭДС обмотки якоря и падением напряжения в цепи якоря.

Умножим уравнение (1) на ток якоря Iа, получим уравнение мощности для цепи якоря:

U·Iаа ·Iа -Iа2·Rа ,

(2)

где  U·Iа - мощность в цепи обмотки якоря;

Еа·Iа =М·ω=Рэм – электромагнитная мощность двигателя;

Iа2·Rа – мощность электрических потерь в цепи якоря.

Тогда получим:

U·Iа=М·ω-Iа2·Rа.

(3)

Анализ этого уравнения показывает, что с увеличением механической нагрузки на вал двигателя, т.е. с увеличением электромагнитного момента М, возрастает мощность в цепи якоря U·Iа, т.е. мощность на входе двигателя. Но так как напряжение, подводимое к двигателю постоянно, то увеличение нагрузки двигателя сопровождается ростом тока в обмотке якоря Iа.

Уравнения моментов ДПТ при n=const имеют вид:

1) режим х.х.

М=М0

2) нагрузочный режим

М=М02,

где  М2 – нагрузочный момент.

В зависимости от способа возбуждения ДПТ делятся на:

- параллельного возбуждения (шунтовые);

- последовательного возбуждения (сериесные);

- смешанного возбуждения (компаундные).

Частота вращения якоря

Из формулы ЭДС ЕаеФn и уравнения напряжения (1) получим формулу частоты вращения:

(4)

Из формулы видно, что регулировать частоту вращения двигателя можно тремя способами:

- изменением напряжения U подаваемого на двигатель;

- изменением сопротивления цепи якоря Rа;

- изменением величины магнитного потока Ф.

Реверсирование двигателя

Направление вращения якоря зависит от направления магнитного потока Ф и направления тока в обмотке якоря Iа, следовательно, чтобы изменить направление вращения якоря надо изменить либо направление тока в якоре, либо направление тока в обмотке возбуждения.

 

 


Hosted by uCoz